Айкікай

 
line decor
  
line decor
 
 
 
 

 
 
Лірика айкідо

Что такое хорошо? И что такое плохо?

                                                         «Если добро всегда побеждает зло,
                                                         то значит – кто победил, тот и добрый».
                                                         Цитата из художественной книги,
                                                         названия которой и автора, к
                                                         сожалению, уже и не помню.

Этот человек хороший, а этот плохой – сколько раз вы слышали это сами и сколько раз вы сами это говорили? Много? Нет. Очень много. Деление на «хороших» и «плохих» свойственно нашему образу мыслей. Это наш менталитет, наши стереотипы и наша беда – делить мир на своих и чужих, хвалить одних и осуждать других. В любом случае, это взгляд на мир сквозь прорезь прицела и прямой путь к лозунгу – «кто не с нами, тот против нас». Самый простой принцип деления на «хороших» и «плохих», это принцип «зеркальности» – «Иванов говорит обо мне хорошо, значит он хороший человек, а Петров говорит обо мне плохо, значит он плохой человек». Но тот, кто вас хвалит – не обязательно ваш друг, а тот кто вас ругает – не обязательно ваш враг. Кроме этого, при этом не учитывается то, что каждый вправе высказывать свои мысли и свое мнение. Более того, с точки зрения айкидо, количество людей положительно отзывающихся о вас должно быть равно количеству людей отзывающихся о вас плохо. Любой перекос в ту или иную сторону – признак нахождения вашей личности в дисгармонии с окружающим миром. Причем, близкие вам люди (родители, супруги, дети и т.п.) «работают» на вас с коэффициентом «1 к 10», т.е. если десять посторонних людей относятся к вам хорошо, то для вашей гармонизации достаточно, чтобы один близкий вам человек относился к вам плохо, и наоборот. Вам даже стараться не нужно, кармическое взаимодействие безупречно, если вы это поймете, то что бы вам ни говорили – плохое или хорошее – вы всегда будет в состоянии душевного равновесия. Поэтому, если продолжительное время к вам все относятся очень хорошо (верно и обратное – очень плохо), как родственники, так и знакомые, то задумайтесь над тем, как вы живете, ибо вы находитесь в состоянии дисгармонии и чем дольше это будет продолжаться, тем сильнее впоследствии начнут колебаться чаши вашей судьбы, тем более неприятными будут последствия.

В жизни, поменьше реагируйте на слова в ваш адрес или в больную для вас тему. Вспомните то, что вы слышали не раз – «на чужой роток, не накинешь платок», «на вкус и цвет товарища нет». Кому-то не нравятся ваши слова или действия? Вы вправе говорить и делать то, что считаете нужным. Кому-то не нравится ваш образ жизни? А почему он должен кому-то нравиться? Ваша жизнь – это ваша жизнь и вы вправе прожить её так, как считаете нужным.

Как-то подошел ко мне один из занимающихся в клубе айкидо и говорит: «Вы знаете, Олег Николаевич, очень бы хотелось, как вы рассказываете, быть в гармонии с окружающим миром, жить в ладу со всеми, но так много плохих людей вокруг. Все так и норовят вывести из состояния гармонии, то скажут какую-нибудь гадость, то сделают что-нибудь вредное». За дословность не ручаюсь, даже уже не помню фамилии этого человека, но по смыслу все точно. А действительно, как же быть? В чем причина? В тот момент, я интуитивно понял, что причина не в окружающих, а в нем самом, в восприятии им действий (физического и психологического плана) направленных на него. Впоследствии, на тренировках я приводил пример, который назвал – «Ребро монеты».

Конфликты зачастую возникают из-за того, что мы считаем себя правыми, а оппонента или дураком (мы ведь всегда умнее других, не так ли?), или вруном (мы ведь никогда не врем, не так ли?), или и тем и другим одновременно. Суть в том, что мы одни и те же ситуации и взаимоотношения зачастую видим с разных сторон. Возьмите пять копеек и покажите оппоненту, например, аверс монеты, сами же вы при этом увидите реверс монеты. Спросите его: «Что ты видишь на монете?» Ответ будет: «Герб». Но вы то видите не герб, а цифру «5». Естественно, вы верите своим глазам, а не чужим словам. И вы вполне резонно отвечаете: «А вот и нет, ты ошибаешься, на монете изображена цифра «пять», а не герб. Я прав, а ты нет». Ваш же оппонент верит своим глазам, а не вашим словам и следует ответное: «Нет, это ты ошибаешься, я же вижу герб и никакой цифры «пять» там и в помине нет». Препираться можно до бесконечности. В результате выяснения «истины» вы разойдетесь разозленные, усталые, агрессивные и абсолютно уверенные в своей правоте и глупости оппонента. Так и в жизни, проблемы, события и взаимоотношения, мы видим с разных сторон и будучи все уверенны в своей правоте создаем конфликты не только по вертикали: родители-дети, начальники-подчиненные, правительство-народ; но и по горизонтали: муж-жена, чиновник-чиновник, страна-страна. Что делать? Нужно учиться смотреть на монету не с аверса или реверса, а в ребро монеты, тогда можно увидеть и понять, что монета (человек, коллектив, правительство, событие, религия и т.д., и т.п.) имеет одновременно две стороны – аверс и реверс, положительную и отрицательную сторону, день и ночь, диктатуру и демократию, Ян и Инь. С точки зрения айкидо абсурдно оценивать человека с позиции «хороший-плохой», важнее научиться понимать, может даже точнее сказать, воспринимать его и окружающий нас мир. Воспринимать его единым целым. Как нет плохой или хорошей стороны монеты, так и нет плохих или хороших людей, стран и народов. Вы хотите уничтожить зло на Земле, что ж, попробуйте для начала уничтожить «злую» сторону (аверс или реверс, на ваш выбор) монеты. Возьмите монету и засуньте ее в фрезерный станок, начните стесывать, срезать «злую», «плохую» сторону монеты. Каков результат? Вот и я о том же, даже доведя толщину монеты до размеров атома мы все равно будем иметь монету с двумя сторонами – «хорошей» и «плохой». Дальнейшая борьба со «злой» стороной монеты приведет к уничтожению монеты, как таковой. Как говорил товарищ Сталин: «Есть человек – есть проблема; нет человека – нет проблемы». Вот вам и борьба со Злом под знаменами Добра. Научитесь видеть «ребро монеты», в каждой ситуации, в каждом человеке и тогда надобность делить мир на «хороших» и «плохих», «правильных» и «не правильных» отпадет сама собой и корни многих конфликтов не получив подпитки усохнут, а семена вражды не взрастут.

25.03.2006 г.                     Олег Гаврилюк

Собака за забором.

                                                         «Общаться с Богом можно и нужно не
                                                         только в церкви, а и за ее пределами.
                                                         Практиковать Айкидо можно и нужно
                                                         не только в додзе, а и за его пределами.
                                                         Пути у нас разные – цель одна.»

Защитная техника айкидо подобна острому ножу в опытных руках. С помощью ножа можно нарезать хлеб, колбасу и сделав бутерброды накормить голодного, а можно с помощью того же ножа из человека сделать фарш. Нож сам по себе ни добр, ни зол. Дело в человеке, который его использует. Так и техника защиты айкидо – одним и тем же приемом можно нападающего уложить на асфальт, можно серьезно травмировать, а можно и убить. Причем степень «повреждений» атакующего зависит, как от мастерства защищающегося, так и от степени агрессивности нападающего. Сохранение гармонии между укэ (атакующий) и нагэ (обороняющийся) – это путь навстречу друг другу. Во время выполнения защитных действий нагэ не ломает сразу кисть, локоть или шею укэ, а дает последнему время для осознания его уязвимости, дает ему почувствовать боль, которую он хотел причинить и «заставить» его отказаться от атакующих намерений. Внутренне укэ из железа должен превратиться в пух, тогда его падение будет наиболее безопасным. Если же он до конца выполнения защитных действий будет внутренне «железом», то что ж, он «сам кузнец своего счастья», а в данном случае своей судьбы. Ведь если вам на ногу упадет двадцать килограмм пуха – это один результат, а если двадцать килограмм железа – это уже совсем другой результат. И там, и там вес одинаков – двадцать килограмм, а вот внутренняя структура разная, разные и ощущения. Так и укэ, попавший на защитный прием айкидоки (человек занимающийся айкидо) все равно упадет, но вот как он упадет? Железом – ломая себе кости, хребет и перечеркивая всю жизнь, или пухом – сохраняя жизнь и отделываясь минимальными повреждениями?

В реальном исполнении, защитная техника айкидо весьма и весьма опасна (кстати, это одна из многих причин отсутствия соревнований по айкидо). Поэтому очень часто напоминаю своим ученикам – «использовать айкидо при защите можно лишь в двух случаях – при непосредственной угрозе для вашей жизни и при непосредственной угрозе для вашего здоровья. И все. Только в этих двух случаях».

Очень важно научиться технике защиты в различных конфликтных ситуациях, но еще более важно научиться избегать, предупреждать, «тушить» возможные конфликтные ситуации. Только слово «избегать» не путайте со словом «убегать». Нужно правильно реагировать на возникающую опасность, реально оценивать её, определяя необходимые действия самозащиты. Если кто-либо покажет вам комбинацию из трех пальцев или скажет, что вы дурак, то разве нужно сразу же бить этого человека ногой в пах или ломать нос? Разве слово «дурак» или какое либо подобное словосочетание представляет для вас опасность? Естественно, нет – скажите вы в ответ, но очень много конфликтных ситуаций с серьезными последствиями возникали именно через подобные вещи. Кто-то, что-то не так сказал, не так посмотрел, не извинился и т.п. Вы должны чётко и однозначно уяснить, что ваши защитные действия должны начинаться незамедлительно лишь при реальной угрозе для вашего здоровья или жизни. Сейчас я не рассматриваю ситуацию, когда возникает необходимость в защите здоровья и жизни других людей – это отдельная тема. Сейчас речь идет исключительно о самозащите.

Давайте мысленно смоделируем следующую ситуацию, с которой возможно многие реально сталкивались. Представьте, что вы идете возле частных домов. Из-за забора на вас начинает лаять собака, при этом вы видите, что она не может перелезть через забор. Что вы будете делать? Лаять в ответ? Нет. Вы просто будете идти далее по своим делам. Так почему же вы, когда вам кто-то кричит через всю улицу, что вы козёл, то вы не идете далее по своим делам, а поворачиваетесь к нему и в ответ кричите: «Сам козёл!»? При этом вы зачастую даете дополнительную оценку кричащему (нет, не позитивную) или вспоминаете его маму (в определенном контексте). Возможно, на первый взгляд это и не одно и то же. Но вдумайтесь, разве можно считать человеком того, кто «лает» на вас и окружающих показывая свое хамство и невоспитанность? Разве умение пользоваться мобильным телефоном и знание таблицы умножения делает человека – человеком? Разве научив медведя ездить на велосипеде, а обезьяну пить спиртное мы сделали этих животных людьми? И разве вы не «отгавкиваясь» в ответ не опускаетесь на один уровень с «гавкающим»? Кроме этого, человек (для удобства будем и далее его так называть), который начинает в словесной или иной форме (жестами, мимикой лица и т.д.) оскорблять вас, как бы вызывает вас на словесную дуэль, создает условия конфликта, выводит вас из состояния душевного равновесия, провоцирует на необдуманные действия. Поэтому, в подобных ситуациях, оставайтесь в первую очередь человеком, не реагируйте на «лай из-за забора».

Описанная выше ситуация существенно меняется, когда собака найдя дыру в заборе бежит в вашу сторону с явным намерением попробовать вас на вкус. Что вы будете теперь делать? Если вы не мастер спорта по бегу, то убежать без последствий вам вряд ли удастся. Нормально думающий человек начинает готовиться к защите – смотрит, где бы взять камень побольше да палку подольше. То есть, осуществляется подготовительный этап самозащиты, который проводится в преддверии угрозы здоровью, а если собачка достаточно большая, то и угрозы для жизни. Теперь немного повторюсь, чтобы вы увидели в целом всю описанную ситуацию. Сначала собака лаяла на вас из-за забора – пусть лает, возможно, это ее работа и обязанность. Собака за забором не представляет реальной угрозы для вашего здоровья или жизни. Потенциальную – да. Реальную – нет. Но вот, собака найдя дыру в заборе, выбралась на оперативный простор и решительно двигается к вам, надеясь, если не убить вас, то хотя бы покусать. Это уже реальная угроза, пока лишь угроза. Это не повод для паники, но пора уже готовиться к худшему, надеясь на лучшее. Теперь изменим отношения «собака-человек» на отношения «человек-человек» не меняя сути происходящего. Пока кто-то что-то вам говорит, угрожает, кричит – это всего лишь навсего слова («лай»), которые возможно так и останутся «лаем». Ни в коем случае нельзя на них («лай») эмоционально реагировать. Если вы только начали свой путь в айкидо и состояние «повседневный дзэн» для вас всего лишь термин, то, очутившись в подобной ситуации, хотя бы вспомните дыхательные (медитативные) упражнения, которые вы выполняете в начале и конце тренировки. Вспомните всем телом то состояние, в котором вы тогда пребывали и попытайтесь чем скорее восстановить состояние внутреннего спокойствия и стабильности. Ибо лишь ваше внутреннее состояние будет определяющим фактором при защите от собаки или «человека».

Заключительным аккордом описанной ситуации («собака за забором») является непосредственно защита от атакующих действий. Причем после всех этапов развития конфликтной ситуации она может и не дойти до заключительной фазы (атакующих действий), ибо самая опасная и казалось бы безвыходная ситуация может разрешиться мирно, подобно чёрной, грозовой туче, которая нагнав страху своим видом разряжается тёплым, кратковременным дождичком или вообще, уходит в другую сторону. Если же «гром грянет», то вы должны действовать решительно, без колебаний и размышлений, используя все свое умение и возможности. Вообще-то, лишь две вещи делают айкидо реальным боевым искусством. Раскрываю секрет, который не знают или знают, но не понимают многие из тех, кто бегает за хитромудрыми, «секретными» приемами, цветными поясами и прочими внешними атрибутами айкидо. Первое – это ваше внутреннее состояние, которое вы должны научиться поддерживать в «повседневном дзэн». Второе – это наработанные сходы с линии атаки, как с пропуском атакующих действий, так и с вхождением в атаку соперника. И все! Лишь эти две вещи дадут вам возможность реально использовать боевую составляющую айкидо. «Повседневный дзэн» даст вам возможность ощущать опасность и атакующее намерение, а умение правильно, в соответствии с окружающей обстановкой, сходить с линии атаки будет завершающим штрихом. Отсутствие одного из двух выше наведенных компонентов привет к тому, что даже зная тысячу и один прием, имея десять черных поясов и умея ломать мизинцем толстые доски, вы не сможете применить на практике, в реальной жизни, защитную технику айкидо.

И еще раз возвращаясь к примеру – «Собака за забором», хочу уточнить один аспект этого примера. То что я сравниваю некоторых людей с «собаками» не означает, что вы должны воспринимать это буквально и относится к кому-либо с пренебрежением (собаки пусть тоже не обижаются, я одинаково хорошо отношусь ко всем животным). Это всего лишь приём обьяснения определенной ситуации. Разве дело в слове «собака»? Если уж и пользоваться подобной аналогией, то разве вы не узнаете среди окружающих вас людей – «свиней», «зайцев», «волков» и т.д., и т.п. Но! Это не повод кого-либо осуждать, презирать или ненавидеть, как не есть поводом для таких моральных оценок чьи-то слова или действия. Перефразируя известную пословицу скажу так: «Важнее увидеть колоду в своем глазу, нежели соринку в чужом».

Продолжение

29.08.2006 г.                                                              Олег Гаврилюк

 
 

 

 
 
 
 
             
Hosted by uCoz